Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПРИКАЗ
от 1 июня 2016 года N 315
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА,
ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной
власти Республики Бурятия 21 июня 2016 года N 032016229
В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 приказа Министерства образования и науки
России от 13.03.2015 N 235 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в
свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", приказом Министерства образования и науки
России от 20.08.2012 N 623 "Об утверждении требований к содержанию
программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой
подготовки на территории Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на
воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства социальной защиты населения
Республики Бурятия от 11.11.2014 N 1555 "Об утверждении Порядка подготовки
лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей".
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Министр социальной
защиты населения
Республики Бурятия
Т.А.БЫКОВА
Приложение. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Приложение
к Приказу Министерства
социальной защиты населения
Республики Бурятия
от 1 июня 2016 года N 315
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей (далее - подготовка), определяет структуру
программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку
(попечительство), создать приемную семью) (далее соответственно - программа,
кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья).
Цель Программы - обеспечить психолого-педагогическую и правовую подготовку
кандидатов в приемные родители для формирования социально-психологической
готовности граждан к принятию в семью ребенка (детей), оставшегося (оставшихся)
без попечения родителей, снижения риска отказа от воспитания и формирования
навыков, необходимых для успешного воспитания и социализации ребенка (детей).
Основные задачи Программы:
- ознакомить слушателей с основными психологическими, медицинскими и
юридическими аспектами, связанными с приемом в семью ребенка (детей),
оставшегося (оставшихся) без попечения родителей;
- помочь кандидатам в приемные родители разобраться в мотивах принятия решения
о приеме ребенка (детей) в семью, личных и семейных ресурсах, психологической
готовности к приему ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения
родителей, на воспитание, в осознании реальных проблем и трудностей, которые
могут возникнуть в процессе воспитания приемного ребенка (приемных детей);
- помочь кандидатам в приемные родители определиться с формой семейного
устройства в соответствии с имеющимися у слушателей ресурсами, семейной
ситуацией;
- повысить уровень родительской компетенции в вопросах содержания и воспитания
ребенка (детей), принятого (принятых) на воспитание в семью, в том числе в ходе
процесса адаптации ребенка в семье и в процессе прохождения им возрастных
кризисов развития для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды,
успешной социализации, образования и развития;
- предоставить информацию о возможности получения помощи и сопровождения в
организациях, оказывающих социальные услуги.
Ожидаемые результаты:
осознанное восприятие кандидатами в приемные родители своих чувств, ожиданий,
мотивов в процессе принятия решения стать семьей ребенку, оставшемуся без
попечения родителей;
способствование осознанному восприятию приемными родителями факта появления
ребенка в семье;
сформированность у кандидатов в приемные родители четких представлений об
особенностях ребенка-сироты и процесса адаптации его в замещающей семье;
повышение уровня психолого-педагогической компетентности приемных родителей;
грамотная родительская позиция (наличие свидетельства о прохождении подготовки
лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без
попечения родителей, на территории Российской Федерации) кандидатов в приемные
родители в вопросах воспитания и формирования привязанности у принятого в семью
ребенка, его взаимосвязи с биологической семьей;
развитие способности у кандидатов в приемные родители применять полученные
теоретические знания на практике;
понимание приемными родителями причин возникающих проблем и умение находить
пути их решения.
Программа осваивается по очной или очно-заочной форме обучения, при
очно-заочной форме допускается освоение Программы с использованием
дистанционных методов подготовки.
Общая трудоемкость Программы составляет 40,5 академического часа (из них 71,6%
академических часов практических занятий (тренингов), включая итоговую
аттестацию (собеседование)).
Глава II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
|
|
|
|
|
N |
Название раздела |
Количество академических часов |
|||
|
|
всего часов |
из них |
||
|
|
|
лекции |
практические групповые занятия (тренинги) |
практические индивидуальные занятия (тренинги) |
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители,
в т.ч.: |
6 |
0,5 |
1,5 |
4 |
2 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
4 |
1 |
2,5 |
0,5 |
3 |
Этапы развития ребенка |
2,5 |
1 |
1,5 |
По запросу |
4 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
4 |
1 |
3 |
По запросу |
5 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
3,5 |
1 |
2,5 |
|
6 |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
4,5 |
1 |
3,5 |
По запросу |
7 |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
3,5 |
1 |
1,5 |
1 |
8 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
1,5 |
1 |
- |
0,5 |
9 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
2 |
1 |
- |
1 |
10 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
4,5 |
1 |
2,5 |
1 |
11 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
1 |
1 |
|
|
12 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
1 |
1 |
|
|
13 |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители |
1,5 |
- |
1 |
0,5 |
|
Итоговая аттестация |
1 |
- |
- |
1 |
|
Итого |
40,5 |
11,5 |
19,5 |
9,5 |
Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители",
включающий проведение с каждым из кандидатов в приемные родители
индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов,
ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в
семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в
семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение следующих
тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в
приемные родители;
б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:
- выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских
навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том
числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной
социализации, образования и развития;
- оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности
к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе
формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и
сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как
личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с
которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка,
ответственности приемных родителей;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства
Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения
родителей;
- формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской
психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации,
жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической
семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
- формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о
системе и ее изменениях после появления ребенка;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания
периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного"
поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению
здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами
профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и
порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования
кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае
проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей
в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры
выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в
организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с
потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм
устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2 "Представление о потребностях развития приемного ребенка и
необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных
родителей", включающий:
- изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование,
умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность,
стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение
социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и
взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки)
и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
- проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности
обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи
(удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия,
занятость, доход) и особенности семейной системы;
- проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций
по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации
недостающих компетенций.
Раздел 3 "Этапы развития ребенка", включающий изучение следующих тем:
- общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка
(младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст,
подростковый возраст, юношество);
- роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность,
безопасность, идентичность.
Раздел 4 "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без
попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития
ребенка", включающий изучение следующих тем:
- виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое,
психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического,
эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
- диспропорции развития ребенка;
- понятия "умственная отсталость" и "задержка психического
развития", их отличия;
- семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
- оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка,
пережившего жестокое обращение.
Раздел 5 "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка,
оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности
переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)",
включающий изучение следующих тем:
- потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития
ребенка;
- роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и
преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни
ребенка;
- причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у
ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативной
(невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности",
"избегающей привязанности", "дезорганизованной
привязанности");
- понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения
родителей;
- психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя,
связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия
гнева и смешения чувств, депрессия, принятие);
- последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Раздел 6 "Адаптация приемного ребенка и приемной семьи", включающий в
том числе изучение следующих тем:
- особенности ожиданий приемных семей;
- страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации;
- подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
- подготовка кровных детей к появлению приемного ребенка;
- этапы адаптационного периода;
- чувства и переживания ребенка, приходящего в семью;
- способы преодоления трудностей адаптации;
- тайна усыновления, ее реальные и мнимые преимущества и сложности;
- способы сказать ребенку, что он приемный;
- роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации
ребенка в приемной семье.
Раздел 7 "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления
"трудным" поведением ребенка", включающий в том числе изучение
следующих тем:
- формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь,
агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений,
амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков,
сильнодействующих веществ);
- причины "трудного" поведения и способы работы с ними;
- эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
- причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
- понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на
отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и
сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного"
поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8 "Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков
жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка", включающий
изучение следующих тем:
- создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в
зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с
воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей,
безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
- способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого
обращения с ним;
- предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на
улице и в общественных местах;
- медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния
здоровья и развития ребенка.
Раздел 9 "Особенности полового воспитания приемного ребенка",
включающий изучение следующих тем:
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка,
разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного
поведения;
- формирование половой идентичности у ребенка;
- полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
- способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10 "Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации
ребенка", включающий изучение следующих тем:
- родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и
характер ребенка;
- стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
- способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
- социальные связи семьи кандидата в приемные родители;
- система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
- семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
- понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей
семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Раздел 11 "Основы законодательства Российской Федерации об устройстве
детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан",
включающий изучение следующих тем:
- правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их
устройства на воспитание в семью;
- формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство);
- формы опеки (возмездная и безвозмездная);
- различия между формами семейного устройства;
- требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам
в приемные родители;
- порядок представления кандидатами в приемные родители документов для
получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном
(попечителем) или приемным родителем;
- порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях,
оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства,
региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях,
оставшихся без попечения родителей;
- правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей,
обязанности администрации такой организации;
- возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
- порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка;
- порядок подготовки и подачи заявления в суд;
- правовые аспекты тайны усыновления;
- возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и
места рождения;
- порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей,
оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на
воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на
ребенка, передаваемых приемной семье;
- порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем,
опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на
воспитание в семью;
- меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них,
установленные федеральным законодательством и законодательством Республики
Бурятия;
- выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в
семью, в зависимости от формы семейного устройства;
- защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
- порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями
жизни и воспитания ребенка в приемной семье;
- порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями
ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего
подопечного и управлении таким имуществом;
- правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) -
личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность
усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
- порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной
семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
- последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
- порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов
общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 12 "Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства
и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям", включающий
изучение следующих тем:
- родительские и профессиональные функции приемной семьи;
- взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с
организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь
таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого
взаимодействия;
- информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре
социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
- взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским
сообществом.
Раздел 13 "Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в
приемные родители", включающий:
- обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные
родители, выполнения домашних заданий;
- обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
- проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности
кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
- составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в
приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно
с кандидатами в приемные родители по их желанию).
Глава 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ
4.1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, по завершении
курса должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью,
взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей
организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в
семью, финансовой помощи приемным семьям;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие,
которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою
семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального
развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста
ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его
безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему
ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых
приемному родителю;
о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
4.2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны знать:
свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и
в отношении сопровождающей организации;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных
привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения,
пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей - на психофизическое развитие и
поведение ребенка;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на
разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к
"трудному" поведению детей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его
возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка,
методы и приемы полового воспитания в семье.
4.3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных
воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и
ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих
воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих
условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в
зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия
ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и
кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью
ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения
родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания
ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся
без попечения родителей, и приемным родителям;
заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и
сексуализированного поведения.
Глава 5. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ПРОГРАММЕ
Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в форме
собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители и
завершается выдачей свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих
принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
(форма свидетельства утверждена приказом Министерства образования и науки
России от 20.08.2012 N 623).