Методические рекомендации на тему: «Как обучать ребенка правилам безоп

Перед педагогами, родителями, воспитателями стоит на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Что мы делаем для обеспечения безопасности наших воспитанников? Рассмотрим одно из направлений работы над данной проблемой.

Сказки- это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научаете ребенка и бдительности, и осторожности. Причем (что очень важно!) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. А если вдруг попадешь в переделку - как из нее выберешься, чтоб вернуться домой целым и невредимым.

Вспомним сказки для самых маленьких, которые плохо оканчиваются? Колобок съеден, у курочки Рябы яичко упало и разбилось, Снегурочка растаяла над костром, теремок развалился, от козлика рожки да ножки в лесу остались…Сказки для детей постарше как правило заканчиваются хорошо. В них герои, преодолев все трудности и каверзы судьбы, благополучно выпутываются из переделок и начинают "жить-поживать". Неужели, наши предки гуманнее не могли что-нибудь придумать или им нравилось детей запугивать?

Конечно, нет. Первые сказки, которые слышат наши дети, и в самом деле в чем-то походят на страшилки. Но, скорее всего, это страшилки не для детей, а как раз для родителей. Кто должен бдительно следить за младенцем, кто целиком и полностью отвечает за его благополучие, пока он так беспомощен?

Сказки предостерегают нас, родителей, и предупреждают их о последствиях. Причем в той самой форме, которую легко и охотно воспринимает наше подсознание. Это напоминалки для нас. Емкие, короткие, образные. Возьмите любую сказку - и вы найдете в ней массу полезных советов-напоминаний о безопасном поведении.

Советы-предостережения:

- если младенца положить на краю (потешка-песенка);

 если оставить без присмотра (или оставить ребенка под присмотром ненадежных людей) («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);

- если по вашему недогляду "хвостиком заденет" то, чего задевать не полагается («Курочка-ряба»);

- если положить без надзора "остывать на окошке" («Колобок»);

- если сбежит в неисследованное (то есть неподготовленное для него) место («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);

- если ребенок все подряд тянет в рот («Петух и бобовое зернышко»);

- если пустит домой чужого («Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»).

Это все напоминания для взрослого. А что касается самих детей...

У маленьких детей воображение еще спит, и потому младенец не будет пока особо переживать об обманутом колобке: он пока не понимает, что "быть проглоченным" и "умереть", по сути, одно и то же. И не пугает его, что "рожки да ножки" остались, а козлик исчез: так же не существуют предметы для грудничка, когда они исчезают из поля его зрения. Малышу, если честно, поначалу все равно, что вы там говорите: его завораживает сама ритмика речи, голос, интонации.

Как вы уже заметили, в народных сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. И малыш впитывает ее буквально с молоком матери.

Все мамы - во все времена - поют своим малышам колыбельную "Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок...". Слушая песенку, малыш осваивает важнейшее для него понятие: что такое край.

"Край" - это некая черта, граница, тот предел, за которым таится нечто неведомое, а потому опасное. Там, за краем, - "серенький волчок" (символ неизведанного и коварного). В доступной форме ребенку объясняется, что край - это та граница, та неизведанная территория, где все чужое, чуждое, неведомое. И ходить туда одному нельзя.

Конечно, со временем "своя" территория начнет расширяться. Сначала - до размера комнаты, потом - до размера квартиры, "своего" двора...

Ну а что случится, если все-таки зайдешь за край? Да еще один, да еще без спроса? И об этом он уже знает. Из песенки про серенького козлика, например, которому вздумалось "в лес погуляти".

(Что с ним случилось? Да, "остались от козлика рожки да ножки".)

Или из истории о колобке, которому тоже вздумалось погулять...

Такие сказочные "инструкции по безопасности" перетекают от напевки к присказке, от присказки к сказке и растут вместе с малышами.

Сказки, напевки, колыбельные для младенцев - это учебник, в котором записаны базисные понятия безопасности для малышей.

 

Алгоритм работы по сказке:

1.Прокомментируйте то, о чем вы рассказываете.Комментарий может быть очень простой: скажите "ай-ай-ай!" - вот и ясно ваше отношение к поступку (проступку) колобка.

2. Задайте малышу вопросы:

- Почему же убежал колобок?

- А можно ли было убегать одному в лес.

- С кем колобок встретился?

- От кого убежал?

- А кто его перехитрил?

- Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошел один, а разве можно уходить одному?)

Обратите внимание малыша на то, что встречались колобку и другие звери, жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе...

- Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку/дедушку, которые там бывали (то есть освоили эту "чужую" территорию)? А еще? (Не слушать лису, лисы такие хитрые...)

Если малыш говорить еще не умеет - все равно задавайте вопросы. И, сделав паузу, сами на них отвечайте. Это отличный способ акцентировать внимание. Задавайте вопрос и сами на него отвечайте, как будто просто рассуждаете вслух. Например, после встречи с зайчиком скажите: "И почему же колобок не побежал назад к бабушке и дедушке? Зайчик-то хотел его съесть, а колобок не испугался! Ай-ай, вернись домой, колобок!" Или можно так: "Ну, разве можно подходить к незнакомой лисичке? Ай-ай-ай! Нельзя, потому что..."

3. Выразите главную мысль, которую вы хотите донести до ребенка("Наша Танечка умница, она не убегает одна... А лисичку Таня будет слушать? А песенки ей петь?")

Побеседовать о волчках и колобках не поздно, когда ребенку и 3, и 5 лет. Просто вспомните вместе с ребенком другие народные сказки. Или задайте вопросы, побуждающие к размышлению:

- А какие еще сказочные герои путешествовали одни, без взрослых?

- Кто не послушался и попал в беду?

- А что надо было сделать этому герою?

- Кто спас его/ее?

- Как бы ты поступил на его/ее месте?

- Как ты думаешь?- очень хороший вопрос, почаще задавайте его детям.

 

Игровое занятие по сказке полезно построить в 3 этапа: прочитать, обсудить, проиграть.

Примеры тем для бесед, обсуждений и игр по русским сказкам:

IIэтап:

- Малыш, будь готов к неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а можно и нужно ("Гуси-лебеди").

- Не будь наивным, малыш! Не покупайся на лестные предложения... Если тебя обхитрили (обманули) и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Держись, помощь придет ("Кот, петух и лиса").

- Доверие к людям - прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна ("Заюшкина избушка", "Волк и семеро козлят").

- Никого не приглашай (не пускай) к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет. Вдруг это хитрая лиса пришла. Дружно можно любого врага победить ("Зимовье зверей").

- Не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать ("Гуси-лебеди", "Лисица и волк", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" и др.).

- Ищи причину, почему у тебя что-то не получается и что надо сделать, чтобы получилось. ("Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо"). Помните? Как ни старался Иван, как ни бился, а все отрубленные у Чуда-Юда головы прирастали снова. Что делать? Иван понял, что надо срубить огненный палец, это он наполняет зло новой силой. Чем не полезный урок, когда что-то не получается, когда не везет, когда неприятности так и сыплются на тебя - не падай духом. Не маши мечом зря - ищи истинную причину своих неудач. Найди и устрани - и тогда удача к тебе вернется.

IIIэтап:

1) «Угадайка»

Просто задаете вопросы и вместе ищете ответ. А дети постарше могут задавать вопросы и вам. Например:

- В какой сказке мальчик превратился в козленочка? Почему? А что ты будешь делать, если тебе пить захочется? Тебе мальчик из своего стакана предложит воду, ты попьешь? Почему?

- Давай вспомним, в какой еще сказке мальчик не слушался.

- Угадай, кто помог двум детишкам спастись от Бабы-Яги?

2)"Полезные сказочные советы"

Берете какую-то сказку, и - кто больше советов найдет? Берете какой-то полезный совет, и - кто больше сказок назовет, где он встречается?

3) «Подбери сказки»

К предложенным советам (см. IIэтап) малыш с вашей помощью подбирает сказку.

Несколькими простых правил проведения занятий по сказкам:

- Прежде чем рассказывать-читать новую сказку, определите для себя: какие полезные уроки для ребенка зашифрованы в ней.

- Рассказывайте сказки. Можно, конечно, и читать, но - устный строй речи отличается: он более теплый, более доверительный...

- Покажите свое отношение к героям, к происходящим событиям. Но вспомните: вы осуждаете не самого сказочного героя, вы осуждаете его поступок. А самого героя вы жалеете, восхищаетесь им и т. п.

- Не перестарайтесь. Не стоит увлекаться и рассказывать историю страшным и заунывным голосом, рыдать над бедным героем. Малыш перехватит вашу реакцию и тогда уж точно перепугается. Ваша задача - не испугать, а научить держать ушки на макушке.

- Обращайте внимание на иллюстрации. У детей образная память. Баба-Яга, созданная воображением ребенка, и нарисованная Баба-Яга - вещи разные. Детская психика "подстраховывается": она не создаст ужасно страшную картинку. А вот то, что малыш увидел, - так и будет стоять у него перед глазами.

- Задавайте вопросы. Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам как раз это и надо.

- Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное - не отойти от темы).

- Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.

- Повторяйте. Не старайтесь комментировать сказку каждый раз, когда ее читаете. Но время от времени возвращаться к такому обсуждению желательно.

Дети часто делают конгломерат из любимых сказок или придумывают к знакомым (которые, по их мнению, кончаются плоховато) свои концовки. Тоже неплохо. И воображение развивается, и напряжение снимается. А сам ребенок приходит к выводу: безвыходных ситуаций не бывает, всегда есть выход, главное - не растеряться.

И пусть сказка, остается только сказкой. И как именно, должен поступить ребенок в экстремальной ситуации - будете учить постепенно с учетом его возрастных особенностей. А сейчас ваша задача с помощью самого доступного и действенного способа - сказки, сложить фундамент безопасности существования ребенка.